Теория игр

Теория игрВозможно, самым пагубным из последствий теории игр, применявшейся в RAND, стала параноидальная предвзятость, внедренная в моделирование психики врага. Как мы увидим, проблема «как думать за красных», то есть проблема создания компьютерной модели советского военного разума, составляет ядро современной компьютерной технологии военных игр. Ранняя теория игр склоняла в пользу того образа противника, которым подчеркивался конфликт, а не кооперация, даже если последняя напрашивается в той или иной конкретной ситуации. Это особенно заметно на примере дилеммы заключенного. Наиболее «рациональное» решение, которое могут принять в этой ситуации заключенные, — это кооперировать друг с другом и получить короткие сроки. Но, как утверждал фон Нейман, никто из них не может идти на риск большого срока, который заключенный получает в том случае, если его доверие обмануто, а потому, если вы не можете максимизировать свои выигрыши, значит надо минимизировать потери и донести на напарника.

Если переформулировать проблему — «если вы не можете максимизировать свои прибыли за счет разоружения, тогда минимизируйте свои потери за счет наращивания ядерного потенциала», — можно понять, почему дилемма заключенного стала считаться идеальной моделью холодной войны. Наиболее желаемый исход — мир, свободный от ядерного оружия, — влечет риск ядерного уничтожения в случае предательства. Поэтому, считала RAND, мы должны следовать предложенному фон Нейманом правилу «минимакса», согласно которому наиболее рациональное решение для обоих игроков — наращивать свои арсеналы. Оформляя ситуацию как игру с нулевой суммой, в которой для индивидуального игрока всегда существует математически доказуемая наилучшая стратегия, ученые, занятые поиском совершенного «уравнения боя», ввели искусственную предубежденность, заставляющую выбирать конфликт, а не кооперацию. Предпочтение игр с нулевой суммой, в которых выигрыши одного игрока являются потерями другого, также мотивировалось тем, что оно позволяет исключить компонент трения — в данном случае, двусмысленность — из модели боя.

Похожие записи

  • 25.03.2015 Механический интеллект Действительно, мы уже отмечали, что уже ближе к нашему времени за каждым приложением компьютеров к военным проблемам скрывалось желание вывести людей из цикла принятия решений. То есть, […]
  • 28.03.2015 Стратегическое и тактическое трение Однако стратегическое и тактическое трение — не единственные составляющие, выброшенные из платонических моделей битв, созданных RAND и другими аналитическими центрами. Логистическое […]
Интересные записи

Copyright © 2014. All Rights Reserved.