Сотня проповедей

Сотня проповедейПоняв, что одно зрелище эффективнее воздействует на массы, чем сотня проповедей, они стали мастерами сценического искусства и спецэффектов. Афанасий Кирхер усовершенствовал раннюю модель «слайд-проектора» — волшебный фонарь, благодаря которому создавал фантастические видения иезуитских постановок, проецируя горящие города, пожары и другие специально отобранные апокалиптические катастрофы. Иезуиты не изобрели барокко, но первыми стали использовать шоу и уловки в качестве элемента общей стратегии религиозного господства, пропагандистской войны, нацеленной на то, что вернуть протестантов в лоно Церкви. В рамках этого подхода к духовной реконкисте изображения проецировались не только вовне, но и внутрь — в качестве инструмента обучения самих иезуитов. Хороший иезуит представлялся солдатом Христа, и в такой роли у него был лишь один заклятый враг — Дьявол. Муштра и дисциплинарные практики, позволявшие подготовиться к последней битве с Дьяволом, были кодифицированы в виде «Духовных упражнений», своеобразной «гимнастики для души», созданной Лойолой, основателем ордена иезуитов. В «Упражнениях» образы остроумно использовались для того, чтобы привить новобранцу чувство братства и спровоцировать желание отказаться от собственной воли:

В эпиграфе к этой главе философ Жан Бодрийяр называет систему, сформированную этими и другими образами, «си — мулякром». Это не просто вычурный термин, описывающий пропагандистскую кампанию, а обозначение разных способов возможного превращения гетерогенной системы символов в важные элементы стратегий социального господства. После Тридентского собора Папа и его полувоенная армия решили кодифицировать в виде образов основные отрывки из Библии, снабдить их недвусмысленной интерпретацией и внедрить «правильные значения» в умы людей. Образы должны были теперь не просто служить для объединения людей ради какой-то конкретной задачи — их следовало навязать всему населению в качестве нового типа «духовной валюты».

Похожие записи

  • 13.04.2015 Арифметические операторы Арифметические операторы получили механическую форму в 17 веке благодаря отображению соответствующих рецептов на отношения между зубцами и шестернями. Подобным образом, операторы […]
  • 23.04.2015 Механический переводчик Как и машинное восприятие, создание совершенного механического переводчика, который бы «понимал» исходный текст, прежде чем его преобразовывать, требует сначала решить все основные […]
Интересные записи

Copyright © 2014. All Rights Reserved.